Работа с системой диагностики

На данный момент «Грани личности» представляют собой 10 отдельных тестов, которые могут пройти школьники, сохранив себе результат каждого. Тесты рассчитаны на учеников 8-11 классов. Вместе тесты охватывают 4 грани личности человека.

  • Первая грань – тесты, связанные с подбором потенциально подходящей профессии.
  • Вторая – особенности характера, конфигурация личности. Это тесты про  стиль общения, персональную акцентуацию, жизненную силу.
  • Третья – тесты на типы мышления: словесный, логический, технический.
  • Четвертая  — ценностно-смысловая сфера, которая лежит в основе становления профессионала.

Результаты тестов НЕ рассчитаны на самостоятельную интерпретацию самим ребенком. Предполагается сопровождение, пояснение, обсуждение результатов с педагогом, психологом, специалистом по профориентации.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ПРОХОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ТЕСТОВ. Развернуть

Примерно один школьный урок.

Каждый из тестов занимает около 2-3 минут. Минимальное среднее время прохождения – минута 20 секунд, максимальное – около 8 минут.

У разных подростков прохождение теста может занять разный срок, иногда отличающийся в 6-8 раз.

Что позволяет оценить и измерить система диагностики

На систему тестов приходится 50 шкал измерения различных параметров, относящихся к пользователю. Количество шкал на один тест неодинаково — от 1 до 10 шкал на тест.

ШКАЛЫ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ. Развернуть
50 шкал системы диагностики "Грани личности"
50 шкал системы диагностики «Грани личности»
  • В некоторых тестах мы измеряем одно какое-то качество единственной шкалой.
  • В некоторых тестах – измеряется одновременно несколько разных шкал.
  • Иногда шкалы взаимозависимы, — что-то типа весов или качелей. Если на одном конце шкалы убавится, — значит, на другом прибавится.
  • А иногда шкалы измеряются динамически. Скажем, в одном из тестов 104 балла (не больше и не меньше) тем или иным образом распределяются по 8 категориям.

Каждая шкала измеряет наличие или отсутствие какого-то качества, компетенции, иной особенности личности.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Развернуть

Некоторые шкалы похожи: скажем, интерес к работе с искусством в первом тесте – и склонность к эстетическим видам деятельности во втором. Третий тест  может выявить перспективы подростка в смысле обучения по профилю «Литература и искусство». А десятый тест — показать высокий приоритет творчества в списке личных ценностей.

Более того, пятый тест нам может показать ярко выраженный демонстративный тип личности, — который очень пригодится, например, в профессии артиста. Одновременно или независимо от этого пятый тест может выявит и выраженность оригинального типа личности – а его нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность отлично подходит тому, кто решил проявить себя в искусстве и создании нового.

Допустим, мы знаем, что эти шкалы у пользователя ярко выражены. А еще мы знаем, что оригинальному типу для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, волевые качества. И мы можем соотнести это с информацией, полученной из шестого теста. Или из десятого.

Если мы знаем, что пользователь думает об артистической карьере, нам стоит заглянуть в четвертый тест. А если он планирует писать книги – то в седьмой.

То есть у нас есть не просто 50 шкал – у нас есть возможность (и необходимость) сопоставлять полученные по ним данные друг с другом, а в идеале – и с нашими знаниями о пользователе-подростке. Оценить их в совокупности. И проверить сложившуюся картину на непротиворечивость и согласованность. Сейчас это должен делать педагог, сопровождающий работу подростка с тестами «Граней личности».

Имеющиеся 50 шкал будут дополнены с расширением количества тестов. Возможно, добавятся также шкала лжи и шкала достоверности – но по большому счету диагностика «Граней личности» не нуждается в защите от неискренних ответов. Степень откровенности клиента неважна, если вопросы подтолкнули его к размышлениям о самом себе. А ложь не имеет смысла, если нет оценивателя, способного обратить правду против отвечающего.

Одна из задач задача Граней – помочь подростку понять, какие виды деятельности ему подходят. Непосредственно к профориентации относятся всего несколько тестов, и около половины шкал. Добрая половина диагностического комплекс призвана помочь понять себя и разобраться в конфигурации своей личности. Но, именно это, а не только интерес к конкретным школьным предметам, станет базой для полноценной профориентации…

  • Три теста первой грани и сопряженные с ними 22 шкалы – это прямая оценка склонностей и предметных интересов подростка…
  • Тесты, оценивающие техническое, логическое мышление и речевое развитие, тоже могут достаточно прямо указывать на рекомендуемые и не рекомендуемые области профессионального интереса.
  • Посвященная самоопределению часть шкал оценивает стиль общения.
  • Восемь типов личности из пятого теста представляют собой один из вариантов классификации акцентуаций. Она способна помочь подростку не только понять самого себя, спрогнозировать перспективные и не перспективные области самореализации, но и оценить, какие черты в себе можно развивать для того, чтобы повысить шансы стать успешным.
  • Тест витальности вызывает большой интерес у школьников и подталкивает их на размышления о том, как природные данные и даже уровень энергии в конкретный период жизни сочетаются с профессиональным определением.
  • Девятый тест позволил оценивать личность по шкале альтруизм-эгоизм.
  • Важная для становления и нацеленности личности тема ценностей дала нам 8 шкал 10-го теста.

Галина Владимировна изначально планировала бОльшее количество тестов, и мы будем развивать эту систему, дополняя ее новыми тестами.

ДОПОЛНЕНИЕ ШКАЛ. Развернуть

Раздел тестов, посвященных ценностям и мотивам, будет развиваться в первую очередь.

Важно понимать: хотя иногда мы называем в результатах теста профессии как пример подходящих для пользователя, но в целом ведем речь все-таки не про конкретные рекомендации, не советуем тестируемым, кем стать. Скорее в общих чертах показываем направления деятельности, в сторону которых можно посмотреть, — направления, сопряженные с особенностями личности… 

НЕ ДАЕМ КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОФЕССИЯМ, А ПОКАЗЫВАЕМ НАПРАВЛЕНИЕ. Развернуть

Так, мы не будем советовать подростку стать дизайнером виртуальной реальности, — а отметим, что группа различных профессий на стыке IT и дизайна может стать перспективным путем его самореализации. Жизнь покажет, что это будет за профессия, как она будет называться, что будет нужно человечеству к тому времени, как подросток станет соискателем на рынке труда. Наша задача – лишь показать ему его перспективы…

А также – что на самом деле важно! – направления, на которые НЕ стоит идти. Наш опыт показал, что подросткам порой гораздо проще не выбирать подходящее, а вычеркивать неподходящее и неинтересное, а потом уже выбирать из оставшегося.

ПРАКТИКА: изучаем тесты

ГРАНЬ 1. Тесты, связанные с подбором потенциально подходящей профессии.

ТЕСТ 1. «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ». Развернуть

В основе методики лежит расширенная классификация предметов труда Е.А. Климова. Методика состоит из 30 вопросов и направлена на осознание профессиональных интересов, отношения к разным видам деятельности и успешности начального опыта в глазах других людей и может быть использована для первичной диагностики профессиональных интересов.

Формат задания: 30 утверждений с 3 вариантами ответа каждый. Нужно выбрать один из трех вариантов: да, нет или «?». Можно изменить ответ.

  • За каждый ответ “Да” добавляется 2 балла.
  • За каждый ответ “?” добавляется 1 балл.
  • За каждый ответ “Нет” добавляется 0 баллов.

ШКАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • Интерес к работе с людьми
  • Интерес к работе с информацией
  • Интерес к работе с финансами
  • Интерес к работе с природой
  • Интерес к работе с техникой
  • Интерес к работе с искусством

В каждой шкале 3 уровня качества (от 0 до 10 баллов):

  • Выраженный интерес к предмету труда (8-10 баллов).
  • Умеренный интерес к предмету труда (4-7 баллов).
  • Слабый интерес к предмету труда (0-3 балла).

Итого 18 вариантов описания результата, из которых пользователю доступны подходящие ему 6.

В заключении по результатам диагностики рассказывается, каких качеств от человека требует этот предмет труда.

Например: «Профессии, связанные с людьми, требуют терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда — эффективное взаимодействие между людьми».

Во всех тестах внизу под результатами есть три кнопки.

  • При нажатии на «Скачать результат» скачивается результат теста в пдф-файле
  • При нажатии на «Вернуться к тестам» переход к стартовой странице.
  • При нажатии на «Оставить отзыв» переход к окну отзыва.

В каждом тесте есть возможность скачать свой результат в pdf.

ТЕСТ 2. «ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ». Развернуть

Опросник определяет выраженность склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, работе с информацией исследовательской деятельности, практической деятельности, эстетическим и экстремальным видам деятельности. В заключении по результатам диагностики приводятся требованиями профессий, относящихся к указанным сферам профессиональной деятельности.

24 вопроса с 3 вариантами ответа каждый. Возможность изменить ответ.

Формат задания: нужно выбрать один из трех вариантов.

ШКАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • 1 Склонность к работе с людьми
  • 2 Склонность к исследовательской деятельности
  • 3 Склонность к практической деятельности
  • 4 Склонность к эстетическим видам деятельности
  • 5 Склонность к экстремальным видам деятельности
  • 6 Склонность к работе с информацией

В каждой шкале 4 уровня качества (от 0 до 12 баллов):

  • Склонность выражена (10-12 баллов)
  • Склонность в наличии (7-9 баллов)
  • Небольшая склонность (4-6 баллов)
  • Склонность отсутствует (0-3 балла)

Итого 24 варианта описания результата, из которых пользователю доступны подходящие ему 6.

В заключении по результатам диагностики приводятся требования профессий, относящиеся к указанным сферам профессиональной деятельности. Например: «У вас выраженная склонность к работе с людьми, необходимая для успешной работы, связанной с управлением, обучением, воспитанием, консультированием, обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным). Требования к профессионалу: профессиональные знания и навыки, общительность, интерес и терпимость к людям, тактичность, ответственность, развитый эмоциональный интеллект. Примеры профессий: учитель, воспитатель, врач, тренер, психолог, продавец, официант, менеджер».

ТЕСТ 3. ОПРОСНИК «ПРОФИЛЬ». Развернуть

Опросник состоит из пятидесяти вопросов, относящихся к десяти направлениям профессиональной деятельности, соответствующим профильным классам: физика и математика, химия и биология,  робототехника и электроника, информационные технологии, география и геология, литература и искусство, история и политика, социальная работа и педагогика, экономика и предпринимательство, спорт и военное дело.

50 утверждений с 3 вариантами ответа каждый. Можно изменить ответ.

Формат задания: нужно выбрать один из трех вариантов, нравится ли вам предложенное занятие: да, нет или «?».

ШКАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • 1 – физика и математика
  • 2 – химия и биология
  • 3 – робототехника и электроника
  • 4 – информационные технологии
  • 5 – география и геология
  • 6 – литература и искусство
  • 7 – история и политика
  • 8 – социальная работа и педагогика
  • 9 – экономика и предпринимательство
  • 10 – спорт и военное дело

В каждой шкале 3 уровня качества:

  • Выраженный интерес к предмету труда (8-10 баллов).
  • Умеренный интерес к предмету труда (4-7 баллов).
  • Слабый интерес к предмету труда (0-3 балла).

Итого 18 вариантов описания результата, из которых пользователю доступны подходящие ему 6.

В заключении по результатам диагностики рассказывается, в каких профессиях может пригодиться интерес. Например: «Профиль обучения «Химия и биология» может быть востребован в любой области медицины и фармакологии, в криминалистике, в сфере биотехнологий и биоинформатики, а также экологии и контроля качества. Биология и химия сейчас активно развиваются на стыке научных областей, если есть интерес к профилю обучения, будущим специалистам может также пригодиться физика, математика и программирование».

Грань 2 – про особенности характера и «конфигурацию личности»
ТЕСТ 4. ОПРОСНИК «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ». Развернуть

Качество нашего взаимодействия с другими людьми во многом определяется стилем общения.

Выберите вариант, который наиболее точно описывает ваше поведение в заданных ситуациях. Достоверность результатов диагностики во многом зависит от искренности и объективности ответов.

15 вопросов с 3 вариантами ответа каждый. Возможность изменить ответ.

Формат задания: нужно выбрать один из трех вариантов.

ШКАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1.Агрессивный стиль общения

2.Уверенное поведение

3.Неуверенное поведение

Если пользователь набрал от 8 до 15 баллов по какой-то шкале, его стиль общения определяется именно по ней.

В противном случае ему присущ неустойчивый стиль общения в одном из вариантов:

4. Баланс агрессии, уверенности и неуверенности

5. Нет агрессии, остальные два выражены средне

6. Нет уверенности, остальные два выражены средне

7. Нет неуверенности, остальные два выражены средне

Всего 7 вариантов описания результата, из которых пользователю будет показан подходящий ему 1 вариант.

В заключении по результатам диагностики приводятся рекомендации для комбинации трех шкал. Например: «В вашем поведении удивительным образом сочетаются черты противоположных стилей поведения: агрессивного и неуверенного. Черты агрессивного поведения могут проявляться в разных формах: привычке решать вопросы с позиции силы; раздражительности; речевой несдержанности; бесцеремонности в отношениях; принижении ценности других людей, игнорировании их чувств и потребностей. Под маской агрессии нередко скрывается слабость и неуверенность. Неуверенное поведение может проявляться как излишняя уступчивость, пренебрежение своими интересами, недостаточная активность в отстаивании своих прав. Возможно, вы только ищете свой неповторимый стиль  общения. В этом случае стоит развивать черты уверенного поведения, которое благоприятно сказывается на межличностных отношениях, снижает риск возникновения конфликтов, способствует успеху в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением».

ТЕСТ 5. ОПРОСНИК «ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ». Развернуть

Методика позволяет уточнить характерологические особенности и соотнести их с видами профессиональной деятельности. По результатам диагностики выявляется выраженность каждого из 8 типов личности (демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный). Типы отобраны с учетом их значимости для профессиональной деятельности.

24 вопроса с 4 вариантами ответа каждый. Возможность изменить ответ.

Формат задания: нужно выбрать один из 4 вариантов реакций на заданную ситуацию.

24 балла распределяются по 8 категориям.

ШКАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1.Демонстративный тип

2.Тревожный тип

3.Эмотивный тип

4.Целеустремленный тип

5.Педантичный тип

6.Гипертимный тип

7.Импульсивный тип

8.Оригинальный тип

В каждой шкале 4 уровня качества (от 0 до 12 баллов):

  • Ярко выраженный тип (10-12 баллов)
  • Выраженный тип (7-9 баллов)
  • Черты типа (4-6 баллов)
  • «Нулевой» тип (0-3 балла)

Всего 32 варианта описания результата, из которых пользователю будут показаны подходящие ему 8.

В заключении приводится сопоставление каждого типа с подходящей и неподходящей профессиональной деятельностью. Например: «Дети, относящиеся к педантичному типу, не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения не подходит ярким представителям этого типа. Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.

Классификация акцентуаций.

Демонстративный тип в классификации акцентуаций
Демонстративный тип в классификации акцентуаций

Демонстративные дети обладают выразительной мимикой, они любят и умеют нравиться, стремятся быть в центре внимания. Черты демонстративного типа подкрепляются воспитанием: в погоне за очередной порцией внимания демонстративные дети впадают в истерику, а подростковом возрасте с этой целью могут предпринимать попытки самоубийства. Проблемы со здоровьем также нередко вызваны подсознательным стремлением привлечь внимание к себе.

Демонстративные личности легко вживаются в разные социальные роли, обладают развитым воображением, но иногда настолько увлекаются, что теряют грань между вымыслом и реальностью. Для представителей этого типа характерна быстрая смена настроений, поверхностность переживаний, ревность к чужим успехам, чувствительность к оценкам, нетерпимость к критике, самоуверенность, завышенный уровень притязаний, потребность в признании. Подростки демонстративного типа способны увлечь других своим артистизмом, неординарностью мышления и поступков, однако они плохо прогнозируют последствия своих поступков, неспособны к методичной работе, требующей терпения и усилий. Они легко устанавливают контакты, но в отношениях с другими людьми нет глубины и стремления понять другого. Ярко выраженный демонстративный тип характеризуется доминантой на себе, при которой другие являются только фоном, массовкой. Дети и подростки данного типа с удовольствием участвуют в концертах и спектаклях, охотно занимаются общественной работой, дающей возможность быть в центре внимания. 

Деятельность, связанная с риском, неопределенностью, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми контактами, принятием важных решений может даваться им ценой значительного нервно-психического напряжения. Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что  позволяет им быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонии.


Тревожный тип в классификации акцентуаций
Тревожный тип в классификации акцентуаций

Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, не могут оставаться одни. Они не любят чрезмерно шумных игр со сверстниками, застенчивы настолько, что часто стесняются отвечать перед классом, а контрольная работа или экзамен являются для них стрессом. Им свойственны низкая контактность, беспокойство, пониженный фон настроения, нерешительность, робость, неуверенность в себе, сомнения.

Люди этого типа обладают чувствительной нервной системой, способны предвидеть негативное развитие событий, однако склонны преувеличивать серьезность положения, нередко испытывают волнение и беспокойство без объективных причин. Они осторожны и предусмотрительны, не любят быть в центре внимания, избегают перемен. Обостренное чувство вины заставляет их болезненно переживать критику. Хотя у них рано формируется чувство ответственности, им трудно принимать решения и делать выбор. Они предъявляют высокие моральные требования прежде всего к себе.

Нередко подростки тревожного типа испытывают чувство собственной неполноценности на фоне более благополучных в эмоциональном плане сверстников, стараясь компенсировать его за счет успехов в комфортных для них видах деятельности, не требующих быстрого принятия решений. При выборе профессии они обычно занижают уровень притязаний, недооценивая свои возможности.

Деятельность, связанная с риском, неопределенностью, повышенной ответственностью за других людей, интенсивным общением, новыми контактами, принятием важных решений может даваться им ценой значительного нервно-психического напряжения. Представители тревожного типа, как правило, аккуратны, исполнительны и надежны, что  позволяет им быть успешным, выполняя четко структурированную работу в предсказуемых, стабильных условиях, с ограниченным числом контактов: научная работа, делопроизводство, работа с текстами и объектами природы, ручная работа, требующая аккуратности, усидчивости, устойчивости к монотонии.


Эмотивный тип в классификации акцентуаций
Эмотивный тип в классификации акцентуаций

Драматические сцены, грустная сцена фильма или книги вызывает у эмотивных детей искренние слезы. Так же легко у них появляются слезы радости. С возрастом  сила чувств эмотивных личностей не ослабевает: они переживают горе и радость острее, чем другие люди.

Эмотивные дети и подростки не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Открыты и общительны они обычно бывают только с теми, кого хорошо знают. Эмотивные подростки разборчивы в общении и постоянны в привязанностях, могут испытывать трудности адаптации среди сверстников. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. У них рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Благодаря ответственности и трудолюбию они обгоняют более способных, но менее старательных сверстников. При выборе профессии нередко руководствуются советами родителей, к которым очень привязаны. Самая яркая черта эмотивной личности – способность к сопереживанию, отзывчивость, великодушие.

Несмотря на низкий порог чувствительности, эмотивы обладают достаточно сильной нервной системой, чтобы справляться с эмоциональными нагрузками, однако в длительной стрессовой ситуации есть риск возникновения психосоматических заболеваний. В принятии решений эмотивы чаще руководствуются эмоциями, чем логикой. Они обладают хорошей интуицией, позволяющей чувствовать фальшь в отношениях. В отношении с другими людьми тактичны и  дружелюбны, предпочитают неформальное общение.

В работе ответственны и добросовестны. Однако им бывает сложно принимать жесткие решения, затрагивающие интересы других людей. Именно поэтому ярко выраженным представителям эмотивного типа не рекомендуется управленческая работа.

Эмотивной личности наиболее подходят профессии, связанные с образованием, воспитанием, консультированием, обслуживанием, социальной работой. Эмотивы комфортно чувствуют себя в видах деятельности, связанных с искусством и природой.


Целеустремленный тип в классификации акцентуаций
Целеустремленный тип в классификации акцентуаций

Целеустремленность традиционно считается достоинством и гарантией успеха, поэтому детям внушается, что нужно добиваться своих целей. Однако существует особый тип личности, который уже «запрограммирован» на достижение высоких показателей в любом виде деятельности. Люди этого типа не слишком общительны – более широким и теплым контактам мешает обидчивость, недоверчивость, конфликтность и склонность к нравоучениям. Убеждение в своей правоте и жесткость в отстаивании своих убеждений полезны в исключительных случаях, но чаще эти качества препятствуют конструктивному решению вопросов. В конфликтных ситуациях целеустремленная личность предпочитает стратегию соперничества.

Благодаря трудолюбию и честолюбию представители целеустремленного типа достигают больших карьерных успехов, но с годами удовольствие от достижений часто сменяется разочарованием. Мнение окружающих для них не значимо – они настолько убеждены в своей правоте, что сами способны многих переубедить. Сильная нервная система позволяет им добиваться поставленных целей, не взирая на средства. Однако недостаток гибкости в принятии решений, излишняя прагматичность и недооценка «человеческого фактора» может снижать их эффективность.

Многие чиновники, военачальники, политики и общественные деятели, формальные и неформальные лидеры относятся к целеустремленному типу. Люди этого типа могут быть эффективны в различных видах деятельности, так как обладают хорошими организаторскими способностями, дисциплинированы и способны контролировать свои эмоции.

Однако целеустремленным людям  может не хватать способности к сопереживанию; умения слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь;  гибкости, что препятствует успехам в творческих видах деятельности и социальной работе.


Педантичный тип в классификации акцентуаций
Педантичный тип в классификации акцентуаций

Дети, относящиеся к педантичному типу, отличаются серьезностью и добросовестностью, ответственностью и постоянством в привязанностях, не свойственными их возрасту.

Люди это типа законопослушны, и поэтому остро реагируют на любое нарушение порядка, доходя в своих требованиях до формализма. Они пунктуальны и аккуратны, много внимания уделяют чистоте, порядку и качеству работы, но сомневаются в правильности выполненной работы, часто перепроверяют себя и других. Аккуратность и предусмотрительность сочетаются с неуверенностью и постоянным самоконтролем.

Они не стремятся к лидерству, уклоняются от конфликтов, не любят авралов и неожиданностей, не умеют импровизировать, поэтому работа, требующая умения нестандартно мыслить и самостоятельно принимать решения не подходит ярким представителям этого типа. Работа в условиях неопределенности людям этого типа может даваться ценой значительного психоэмоционального напряжения.

Однако их исполнительность, готовность заниматься рутинной работой, умение подчиняться установленному порядку, следовать инструкциям и директивам и требовать того же от других необходимы в планово-экономической деятельности, работе офисного работника, чиновника, сотрудника службы безопасности, военного, специалиста по работе с персоналом.


Гипертимный тип в классификации акцентуаций
Гипертимный тип в классификации акцентуаций

Воспитатели и учителя часто жалуются на отвлекаемость и недисциплинированность гипертимных детей, отмечая при этом их хорошие способности и  живой ум. Мелочный контроль со стороны взрослых, навязчивая опека, постоянные нравоучения вызывают у гипертимов протестные реакции, провоцируют нарушение правил и порядков. У гипертимов высокий жизненный тонус, хороший аппетит и здоровый сон, они обгоняют сверстников в физическом развитии, легко справляются с физическими нагрузками. Но отличное настроение могут испортить вспышки раздражения, вызванные противодействием в реализации их планов. Гипертимы с трудом подчиняются чужой воле и плохо переносят жесткую регламентацию деятельности, а также одиночество и вынужденное безделье, невозможность применить бьющую через край энергию. Гипертимы стремятся к неформальному лидерству среди сверстников, и это им легко удается благодаря энергии, смелости, находчивости, готовности рисковать, умению убеждать и вести за собой. Правда, авантюризм может иметь неприятные последствия для самого гипертима и его последователей.  У гипертимов высок риск зависимого поведения. Увлечения гипертимных подростков отличаются разнообразием, но непостоянством. При стремлении командовать роль официальных лидеров их не привлекает, так как она сопряжена с ответственностью. Они обычно с легкостью дают обещания, но не всегда их выполняют. Всегда хорошее настроение и высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже при отсутствии оснований. Профессию нередко выбирают за компанию.

Гипертимы не выносят рутинную, однообразную работу, однако способны быть инициатором различных проектов, эффективно выполнять работу, связанную с передачей информации и организацией мероприятий, презентацией товаров и услуг.

Для успешной работы необходимо развивать ответственность, самоконтроль, критичность к себе и внимание к потребностям других людей, способность доводить начатое дело до конца.


Импульсивный тип в классификации акцентуаций
Импульсивный тип в классификации акцентуаций

Импульсивные дети доставляют много хлопот вспыльчивостью и раздражительностью, которые нередко выливаются в физическую агрессию. Импульсивные подростки нередко отличаются атлетическим телосложением и большой физической силой, поэтому показывают высокие результаты в спорте.

Импульсивные личности нетерпимы и не склонны идти на компромисс. Во взрослом возрасте неуживчивость может быть причиной частой смены работы. Им трудно контролировать свои инстинкты и желания, поэтому любые препятствия на своем пути вызывают у них гнев и могут толкнуть на противоправные поступки. Хотя импульсивным людям трудно скрывать и контролировать свои негативные эмоции, особенно в тех случаях, когда ситуация выходит из-под контроля, природный интеллект и хорошее воспитание способны сгладить эти черты характера.

Люди этого типа обычно имеют активную жизненную позицию, проявляют высокую поисковую активность и мотивацию достижений, быстро принимают решения. Они смелы и решительны, в других уважают силу, умеют постоять за себя, не боятся обострения ситуации, склонны к расширению своего влияния, полностью отдаются своей работе, с трудом переключаясь на другой вид деятельности.

Все эти качества позволяют им добиваться успеха в профессиях, требующих силы, выносливости, четкого соблюдения инструкции: спорт, экстремальные виды деятельности, сельское хозяйство, производство, охранная деятельность. Однако есть виды деятельности, в которых необходимы качества, не свойственные этому типу: гибкость, способность к сопереживанию, умение слышать другого и ставить себя на его место, оказывать помощь (образование, социальная работа); нестандартное мышление (наука, искусство).


Оригинальный тип в классификации акцентуаций
Оригинальный тип в классификации акцентуаций

Представители оригинального типа с детства отличаются своеобразием интересов и способностей и на всю жизнь сохраняют детскую непосредственность и непредсказуемость. Их не тяготит одиночество, а взрослая компания для них интереснее, чем компания сверстников. Их часто считают чудаками, не понимают и не принимают всерьез, поэтому они могут испытывать трудности социализации.

Люди этого типа способны находить оригинальные решения самых различных задач. Они критически относятся к мнению и вкусам большинства людей, живя в соответствии со своим внутренним ритмом, своими ценностями. Предметы и быт для них значат гораздо меньше, чем душевный комфорт и мир идей.

Интересы и способности представителей оригинального типа непостижимы для людей других типов. Нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность.

Пренебрежение формальной стороной работы, индивидуализм, неприятие жесткого регламента не способствуют успехам в сфере управления, воспитания, коммуникаций и делопроизводства, требующих развитых навыков общения, умения слышать другого и ставить себя на его место, способности выполнять рутинную работы и точно следовать инструкции.

Нестандартное мышление, развитая интуиция и высокая работоспособность позволяет им достигать успехов в искусстве и науке, в том числе в сфере интернет-технологий, совершать открытия, делать изобретения. Однако они не всегда понимают состояния других людей, испытывают трудности с выражением своих чувств, слабо владеют навыками общения.

6. ТЕСТ ВИТАЛЬНОСТИ. Развернуть

Витальность, то есть жизнестойкость – важнейшая психологическая характеристика личности. Тест витальности позволяет выявить личностные ресурсы человека на основании самооценки жизненного тонуса, целеустремленности, стрессоустойчивости и независимости в мышлении и поступках.

40 утверждений. Возможность изменить ответ.

Формат задания: нужно выбрать «да» или «нет».

ШКАЛЫ РЕЗУЛЬТАТОВ:

1.Жизненный тонус

2.Целеустремленность

3.Стрессоустойчивость

4.Независимость

5.Витальность (сумма баллов по 4 категориям)

15 вариантов описания результата, из которых пользователю будут показаны подходящие ему 5.

В заключении приводятся не только результаты диагностики по 4 шкалам, но и их сумма, образующая дополнительную шкалу витальности. Она рассматривается как самостоятельная шкала, поскольку показывает общий уровень жизненной силы и энергии.

Грань 3 – тесты на типы мышления.
7. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС-ТЕСТ (СЛЭТ). Развернуть

Словесно-логический экспресс-тест (СЛЭТ) состоит из двух частей.

Часть 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

направлена на оценку способности выделять в тексте главное и второстепенное, различать оттенки словоупотребления, запоминать и анализировать прочитанный текст.

6 текстов с 4 вопросами к каждому (4 варианта ответа на каждый вопрос). Время на чтение и время ответ ограничено. Изменить ответы нельзя.

Формат задания: 6 текстов. По каждому тексту — 4 вопроса с 4 вариантами ответа. Одна минута на чтение каждого текста и одна минута на ответы.

Все тесты грани «Мышление» работают по таймеру. В отличие от предыдущих тестов, здесь нельзя вернуться на уже пройденные ранее страницы.

Тест СЛЭТ – достаточно длинный, его заполнение может занять до 24 минут. Но это время с запасом – средний пользователь укладывается в 6-7 минут.

Часть 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ оценивает не только словарный запас и умение понимать смысл прочитанного. Ее сложность в том, что тест включает задания на внимательность к деталям, датам, названиям государств, и другим подробностям. При это тест оценивается строже других.

ШКАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Уровень речевого развития. Всего 3 варианта описания результата, из которых пользователю будет показан подходящий ему 1.

3 уровня речевого развития:

  • Высокий уровень (20-24 балл)
  • Средний уровень (12-19 баллов)
  • Низкий уровень (0-12 баллов).

Уровни разделены неравномерно: те, кто половины баллов достаточно только для низкого уровня, а для «высокого уровня» нужно ответить практически идеально. Поэтому большая часть пользователей, даже владеющих словом в остаточной мере, попадают в средний уровень речевого развития. Им предлагается дополнительно подготовиться, если их интересуют виды деятельности, в которых коммуникация играет ведущую роль.

Часть 2. ЛОГИКА направлена на оценку логического мышления как способности находить закономерности, устанавливать причинно-следственную связь между событиями, мысленно совершать действия с числами и фигурами.

Вторая часть тоже представляет себе 6 последовательных вопросов без возможности вернуться обратно и поменять ответ. На этот раз на вопрос дается две минуты. Некоторые вопросы и ответы даны картинками.

Формат задания: 6 текстов. По каждому тексту — 4 вопроса с 4 вариантами ответа. 2 минуты на каждый вопрос.

ШКАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ: Уровень сформированности логического мышления. Всего 3 варианта описания результата, из которых пользователю будет показан подходящий ему 1.

3 уровня логического мышления:

  • Высокий уровень (5-6 балл)
  • Средний уровень (3-4 баллов)
  • Низкий уровень (0-2 баллов).

Здесь уже результаты распределены равномерно по уровням. Пользователю, успешно ответившему на 3-4 вопроса, тоже даются рекомендации, что почитать, чтобы успешно развить свои способности в области логики.

8. ТЕСТ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (СОКРАЩЕННЫЙ ТЕСТ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОНЯТЛИВОСТИ ДЖ. БЕННЕТА). Развернуть

Техническое мышление направлено на решение практических задач, связанных с техникой. Высокий уровень технического мышления предполагает хорошее развитие пространственно-зрительных представлений, способность моделировать события на основе понимания причинно-следственных связей, наблюдательность.

30 текстов с 3 вариантами ответа на каждый вопрос. Время на чтение и время ответ ограничено. Изменить ответы нельзя.

Формат задания: 30 заданий с тремя вариантами ответов. 1 минута на каждое задание.

Еще один тест по таймеру. Здесь снова нельзя вернуться на уже пройденные ранее страницы.

Это  текст – самый длинный во всех Гранях, его заполнение может занять до 30 минут. Но на самом деле это время с запасом – средний пользователь укладывается в 10 минут максимум.

ШКАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ: Уровень технического мышления.

5 уровней технического мышления:

  • Низкий уровень (0-6 баллов)
  • Уровень ниже среднего (7-12 баллов)
  • Средний уровень (13–18 баллов)
  • Уровень выше среднего (19–24 балла)
  • Высокий уровень (25–30 баллов).

Всего 5 вариантов описания результата, из которых пользователю будет показан подходящий ему 1.

Грань 4 — та самая ценностно-смысловая сфера, которая лежит в основе становления профессионала.
ТЕСТ 9. МЕТОДИКА «ДОМИНАНТА». Развернуть

Доминанта – это система устойчивых установок, определяющих наши жизненные приоритеты и направленность личности. Опросник основан на принципе доминанты, открытым великим русским ученым А.А. Ухтомским. Направленность личности играет важнейшую роль в видах профессиональной деятельности, связанных с управлением, обслуживанием, воспитанием, обучением, консультированием.

10 вопросов с 2 вариантами ответа каждый. Возможность изменить ответ.

Формат задания: нужно выбрать один из трех вариантов.

ШКАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Альтруизм/Эгоизм

  • Если пользователь набрал 7-10 баллов, ему присуща альтруистическая доминанта. Если набрал 0-3 балла,
  • у него выражена      эгоистическая доминанта.
  • Результат 4-6 баллов – неустойчивая доминанта.

Всего 3 варианта описания результата, из которых пользователю будет показан подходящий ему 1 вариант.

ТЕСТ 10. ОПРОСНИК«ИЕРАРХИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ». Развернуть

Опросник «Иерархия жизненных ценностей» помогает оценить и осознать значимость восьми жизненных ценностей: здоровье, материальная обеспеченность, творчество, семья, карьера, служение, слава, отдых. Учет иерархии ценностей при выборе профессии способствует более осознанному целеполаганию и планированию карьеры.

5 групп утверждений с 8 вариантами в каждой. Ответ изменить невозможно. На экран выводятся все восемь вариантов, исчезающих по мере выбора.

Формат задания: нужно выбрать из 8 вариантов самый подходящий вам, затем наиболее привлекательный из оставшихся, и так далее, пока не кончатся варианты.

ШКАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ

8 ценностных категорий:

  1. Здоровье
  2. Деньги
  3. Творчество
  4. Семья
  5. Карьера
  6. Служение
  7. Слава
  8. Отдых

В каждой шкале 3 уровня значимости:

  • Значимая ценность (25–35 балла)
  • Умеренно значимая ценность (14–24 балла)
  • Низкая значимость ценности (0–13 баллов)

Всего 24 варианта описания результата, из которых пользователю будут показаны подходящие ему 8 вариантов.