Интервью и статьи

“Новое время требует более тонких инструментов воспитания”

О том, нужны ли стандарты в воспитательной работе и как соблюсти тонкую грань между контролем и доверием к учителю, рассказала в интервью для сайта Президентской академии старший научный сотрудник НИЦ стратегии, прогнозирования и правового обеспечения Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Галина Резапкина.


Как профориентационные штампы затрудняют выбор профессии

Китайская мудрость гласит: хочешь ослабить противника — заставь его тратить силы на несущественное. Сегодня значительные ресурсы брошены на профориентацию молодежи. Это понятно: интерес государства к профориентации закономерно повышается, когда оскудевают другие ресурсы.


Как измерить эффективность профориентационной работы

На запрос «эффективность профориентационной работы» интернет-вселенная откликается десятками тысяч ссылок. Вот самые популярные варианты ответов…


Профориентация младших школьников: «за» и «против»

У ранней профориентации хватает сторонников и противников. Сторонники утверждают, что одна из причин низкой эффективности профориентационной работы – ее смещение на подростковый возраст, когда поздно формировать и воспитывать, все уже выросло, впору пропалывать. Противники представляют себе дошкольников в форме шахтеров, пожарников или железнодорожников, за которых уже все решили взрослые дяди и тети, озабоченные судьбами отечественной экономики. Галина Резапкина, психолог, научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, пытается разобраться, когда и как следует говорить с детьми о будущей профессии.


Осторожно, токсичная профориентация! Проверено на себе

Профориентация в нашей стране в очередной раз объявлена приоритетным направлением работы школы. Однако в отсутствии внятной государственной стратегии и тактики профориентационной работы появилось множество сомнительных предложений. Они попали на подходящую почву – за последние годы сознание значительной части населения деградировало до уровня 90-х, когда страна внимала Чумаку и Кашпировскому, а в центрах занятости висели плакаты «Выбор профессии по знаку зодиака». Время от времени я прохожу тест-драйв на разных сайтах, чтобы оценить уровень профориентационных услуг и собрать материал для статей и выступлений, в которых я предупреждаю доверчивых пользователей о токсичной профориентации. На кону – будущее наших детей.


Четыре копыта «троянского коня»

Простой вопрос «Какими вы хотите видеть своих учеников?» обычно вводит учителей в ступор. Одни вспоминают про «амбициозных, мобильных, коммуникабельных», другие цитируют ФГОСы… Теперь отвечать будет проще: НИУ «Высшая школа экономики» представляет четыре ключевых компетенций XXI века: креативность, критичность, коммуникабельность и кооперацию. Что стоит за этими красивыми словами?


Профориентация 2.0: шоу пошло не так

Сорок лет назад профориентация была объявлена «одной из важнейших функций государства, одним из факторов повышения эффективности производства, а в социальной сфере – одним из средств формирования мировоззрения, гражданственности, общественной и творческой активности, сохранения здоровья, роста удовлетворенности трудом на основе согласования возможностей и желаний личности с требованием профессии и общественными интересами». Когда еще верилось, что ситуацию могут изменить управленческие решения, на всех конференциях и совещаниях говорилось об устаревшем научно-методическом обеспечении, дефиците квалифицированных кадров, отсутствии нормативно-правовой базы и недостаточном финансировании. О том, что же изменилось за эти 40 лет, рассказала Галина Резапкина, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС.


Тема личностного самоопределения могла бы стать стержнем всего школьного образования

Учебное пособие Г.В. Резапкиной «Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера» (Корпорация «Российский учебник», «Дрофа», 2020) включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. О том, что отличает это издание от прежних профориентационных пособий, корреспондент сайта Президентской академии поговорил с научным сотрудником ФИРО РАНХиГС Галиной Резапкиной.