«Грани личности». Обучающий курс по работе с системой диагностики

Многопараметрическая система диагностики для подростков «Грани личности» — это возможность провести комплексное тестирование школьников с точки зрения самоопределения и начальной профориентации.

Обучающий курс по работе с системой предназначен для педагогов, психологов, специалистов по профориентации, которые работают с подростками в школе, на курсах, а также индивидуально.

Цели и задачи курса — дать теоретические знания о принципах, по которым строится работа с подростками в «Гранях личности», а также на практике научить пользованию системой диагностики.

Автор и методист курса — Галина Владимировна Резапкина, по работам которой 25 лет учились педагоги и специалисты по профориентации всей страны. В 2021 году Галины Владимировны не стало, но ее команда продолжает работу над проектом.

О ГАЛИНЕ РЕЗАПКИНОЙ. Развернуть

Галина Владимировна Резапкина была одним из ведущих экспертов России в сфере профессионального самоопределения.

Психолог, старший научный сотрудник Академии социального управления и Федерального института развития образования РАНХиГС.

Преподаватель Института практической психологии личности и Московского института открытого образования, Федерального института развития образования РАНХиГС.

Руководитель сети региональных экспериментальных площадок по теме психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников.

Член Союза писателей России, филолог.

Разработчик тренингов, тестов, ведущая телепрограмм о профориентации.

Ведущая цикла телепередач для подростков «Дороги, которые мы выбираем».

Редактор сайтов:

«Методический кабинет Галины Резапкиной»

«Время – выбирать профессию, место – Россия»

«Служба практической психологии образования Московской области»

Галина Владимировна занималась вопросами профессионального и личностного самоопределения молодежи, оценки профессиональной компетенции персонала, психолого-педагогического сопровождения выбора профессии. Убедившись в низкой эффективности существующих форм и методов профориентационной работы с молодежью, занялась разработкой методик и программ, которые были высоко оценены учеными и практиками.

Галина Владимировна Резапкина — автор 30 книг для педагогов, психологов и подростков, в том числе признанных лучшими учебно-методическими пособиями по психологии.

  • УМК «Я и моя профессия», М., Генезис, 2000.
  • Искусственный отбор (практическое пособие по работе с персоналом). М. Генезис, 2004.
  • Отбор в профильные классы» (учебно-методическое пособие). М. Генезис, 2005.
  • Психология и выбор профессии (учебно-методическое пособие). М. Генезис, 2005.
  • Скорая помощь в выборе профессии. Комплект учебно-методических материалов для профконсультантов и  психологов. М. Генезис, 2010.
  • Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей). Библиотека журнала «Директор школы», № 5, 2011.
  • Учебно-методический комплект «Самоопределение» для учащихся 5-9 классов. М., ОИЦ Академия, 2011-2012.
  • Развивающая диагностика в 6-7 классах. Методическое пособие. М., ФИРО, 2013.
  • Развивающая диагностика в 8-9 классах. Методическое пособие. М., ФИРО, 2013.
  • Как помочь детям найти свое место в жизни. Воспитательные стратегии в школе. Учебно-методические материалы. М., ФИРО, 2013.
  • УМК для 1 класса «Знакомство с миром профессий» (серия «Твой билет в будущее»), М., Русское слово, 2018.
  • Подросток выбирает профессию (пособие для родителей серии «Твой билет в будущее»), М., Русское слово, 2019.
  • УМК для 8-9 классов «Выбираем профиль обучения» (пособие для школьных психологов серии «Твой билет в будущее», М., Русское слово, 2019.
  • УМК по профессиональному самоопределению учащихся 8-9 классов «Личность. Профессия. Карьера», М., Дрофа, 2020.
  • Разработано и модифицировано двадцать методик диагностики профессиональных интересов, личностных особенностей, направленности личности.
  • Авторский тренинг «Необитаемый остров» получил специальный приз на Межрегиональном конкурсе авторских программ (1997)
  • Программа «Я и моя профессия» заняла второе место на Межрегиональном конкурсе авторских программ  (1998)
  • Разработан, апробирован и внедрен тест «Психологический портрет учителя» (1998)
  • Программа «Имидж как средство самообороны» отмечена специальным призом  (1999)
  • Создана методика «Матрица выбора профессии» (2001)
  • Разработана и внедрена технология профориентационной работы «Скорая помощь в выборе профессии» (2002)
  • Разработана и внедрена технология комплектования профильных классов (2005)
  • Разработана и внедрена программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» (2006)
  • Подготовлен цикл телепередач для  молодежи «Дороги, которые мы выбираем» (БалТВ, 2006)
  • Учебно-методическое пособие «Отбор в профильные классы» удостоено диплома II степени в номинации «Лучшее учебно-методическое пособие по психологии» на Всероссийском конкурсе психологических изданий (2007).
  • Система классных часов «Уроки самоопределения» удостоена диплома I степени на Всероссийском конкурсе «Воспитание в классе» (2008).
  • Разработан и внедрен электронный учебник для учащихся 8-9 классов «Профессия и карьера» (2008).
  • Разработано  учебно-методическое пособие «Управление персоналом» и учебный модуль в рамках проекта «Открытое дистанционное образование в малом бизнесе» (2009).
  • Совместно с НПО «Амалтея» (Спб) создана компьютерная программа комплектования профильных классов на основе диагностики профессиональных интересов и склонностей; программа компьютерной диагностики «Психологический портрет учителя» (2009).
  • Разработан и апробирован тренинг развития профессионального развития учителя (2010).
  • Разработана и внедрена модель трехмерной психологической диагностики «Грани личности» (2012).
  • Руководитель и соисполнитель двенадцати  федеральных проектов в рамках ФЦПРО (2008-2018гг).
  • Руководитель сети региональных экспериментальных площадок Федерального института развития образования РАНХиГС по теме «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения школьников».
  • Автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов и психологов по программам «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения молодежи», «Психологическая подготовка специалистов в области самоопределения молодежи», «Психологическое консультирование по вопросам выбора профессии и планирования карьеры», «Оценка профессиональной компетенции персонала», «Профориентация «под ключ» и др.

Успех любого дела зависит от согласованности трех элементов: идеологии, методологии и технологии.

  • Идеология отвечает на вопрос «зачем?», задавая вектор движения и определяя миссию.
  • Следующий уровень – стратегический: методология отвечает на вопрос «каким образом?».
  • И уже когда ответы на эти вопросы получены, мы ищем решения тактические – с помощью каких технологий и инструментов будут решаться задачи, как конкретно это будет реализовано.
МИССИЯ ПРОЕКТА: ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ В САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ИЗУЧЕНИИ И ПОНИМАНИИ СЕБЯ, КОТОРОЕ СТАНЕТ БАЗОЙ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ. Развернуть

Гораздо важнее химии или биологии для школьника такой несуществующий предмет, как самоопределение. Эта тема сейчас в школьной программе размыта по разным областям – обществознанию, технологии, ОБЖ, психологии… А она могла бы стать стержнем всего школьного образования.

Фундамент ценностей закладывается в раннем возрасте в семье. Когда ребенок видит, что родители честно делают свое дело, любят свою работу. Потом – в школе, когда воспитываются качества, необходимые в любой профессии. Трудолюбие, ответственность, уважение к другому.  Важно, чтобы семейное и школьное трудовое воспитание поддерживали друг друга на протяжении всего школьного курса. Только в этом случае у ребенка будет формироваться целостная, непротиворечивая картина мира труда и профессий. Если же мы начинаем говорить с подростком на эти темы только в старших классах, то строим здание профориентации, начиная с крыши. Без фундамента и этажей.

Человек — существо многогранное.

И все его грани — склонности и способности, качества и навыки, медицинские показания и психологические особенности, ценности и установки — должны соответствовать (или как минимум не противоречить) выбранной сфере деятельности и профессии. 

«Грани личности» помогают в решении двух задач – личностного самоопределения и профессионального самоопределения.

Согласованность всех граней личности между собой — важнейшая задача личностного самоопределения.

Согласованность граней и выбранной деятельности (профессии) — главная задача профессионального самоопределения.

Согласованность всех граней личности между собой и их совпадение с выбранной деятельностью — для помощи в этом и создан проект.

МЕТОДОЛОГИЯ (СТРАТЕГИЯ). Развернуть

На уровне идеологии мы хотим поставить – в первую очередь перед собой – вопросы: кого мы хотим воспитать, рабочую силу, граждан государства, счастливых людей, и еще десятки вариантов ответа. Задачей профориентации будем считать воспитание человека, удобного для функционирования государства? Или, наоборот, поставим во главу угла интересы самого человека, а государство будем рассматривать, как институт, обслуживающий эти интересы? Галина Владимировна видела своей целью работу на будущее, в котором человек первичен.

ТЕХНОЛОГИЯ (ТАКТИКА). Развернуть

На уровне методологии профориентация предлагает различные подходы в технократическом и гуманитарном русле. Методология профориентации будет подробно разобраны далее на протяжении курса. И дальше мы разберем уже реализацию этих идей на тактическом уровне, описав вам методики, помогающие достичь наших стратегических целей – воспитания человека, который будет чем-то большим, чем винтиком системы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Идеология. Исторический обзор и анализ различных подходов в решении задач выбора профессии и планировании карьеры.       

Родоначальники профориентации. Зарождение идеологии профориентации. Гуго Мюнстерберг: отец профориентации. Фрэнк Парсонс и основы типологического подхода. Николай Пирогов и идеи гуманистического подхода к профориентации.

Эволюция подходов к профориентации. Технократический/типологический подход к профориентации. Оценка типологического/технократического подхода. Компетентностный подход. Разбор терминологии компетентностного подхода. Оценка компетентностного подхода.

Движение к гуманистическим подходам. Фредерик Лалу. Идея 5 мировоззренческих парадигм. От «оранжевой» стадии — к «бирюзовой». Аксиологический подход. Феноменологический подход. Оценка феноменологического подхода   

Феноменологический подход в «Гранях личности». Работы, на которые опираются «Грани личности». Джон Равен. Исследование ВШЭ. Профориентация и профессиональное самоопределение в «Гранях личности» с учетом феноменологического подхода. Что задает вектор приложения компетенций.

Методология проекта

Профориентация и профессиональное самоопределение. Определения. В чем разница между профессиональным самоопределением и профориентацией? Чем методы профориентации отличаются от методов профессионального самоопределения?

Как оценить эффективность профориентационной работы. Своевременность профессионального выбора. Этапы профессионального самоопределения по возрастам и классам. Осознанность выбора. Реалистичность выбора. Непротиворечивость выбора.

Психологическая готовность подростка к выбору направления. Проблемы, с которыми подросток сталкивается при выборе профессии.

Специфика работы профконсультанта в современных условиях. Психологическая диагностика: от констатации к развитию. Развивающая диагностика: что это такое.

Развитие ценностно-смысловой сферы подростков как основание модели «Грани личности». На какие принципы опирается развивающий вектор ценностной базы проекта?

Мотивы выбора профессии. «Рыночная личность» и деструктивные мотивы труда. Конструктивные мотивы труда. Экспресс-диагностика мотивов по методу «За двумя зайцами»: связанные с профессиональной самореализацией и не связанные с ней.          

Моральное сознание.

Самооценка.

Направленность личности (эгоистическая и альтруистическая доминанта).

Выбор приоритетов в вопросах воспитания.

Преимущества психологической диагностики по программе «Грани личности».

Технология. Как устроена система диагностики «Грани личности».  

Техническая реализация принципов «Граней личности».

Что позволяет оценить и измерить система диагностики.

ПРАКТИКА: изучаем тесты.

1. «МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ».

2. «ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ».

3. ОПРОСНИК «ПРОФИЛЬ».

4. ОПРОСНИК «СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ».

5. ОПРОСНИК «ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ».

6. ТЕСТ ВИТАЛЬНОСТИ.

7. СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС-ТЕСТ (СЛЭТ).

8. ТЕСТ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (СОКРАЩЕННЫЙ ТЕСТ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОНЯТЛИВОСТИ ДЖ. БЕННЕТА).

9. МЕТОДИКА «ДОМИНАНТА».

10. ОПРОСНИК«ИЕРАРХИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ».

Развитие проекта.