Методология проекта

Профориентация и профессиональное самоопределение

Для полноценной профориентации необходимы 3 последовательных элемента:

Самоопределение  – процесс поиска своего места в мире с учетом своих ограничений и возможностей, мотивов и жизненных ценностей.

Профессиональное самоопределение – частный случай самоопределения (самоопределение в профессиональной деятельности и карьере).

Профессиональная ориентация – элемент сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников на этапе выбора профессии или профиля обучения.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ И ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ? Сначала сформулируйте свой ответ, а потом нажмите сюда
В чем разница между профессиональным самоопределением и профориентацией?
В чем разница между профессиональным самоопределением и профориентацией?
ЧЕМ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МЕТОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ? Сначала сформулируйте свой ответ, а потом нажмите сюда
Разница методов профориентации и профессионального самоопределения
Разница методов профориентации и профессионального самоопределения

Как оценить эффективность профориентационной работы

При всех ограничениях профориентация необходима и востребована, если, конечно, речь идет об эффективной и качественной профориентации. Но как оценить ее эффективность, по каким критериям?

КАК БЫ ВЫ ОТВЕТИЛИ НА ЭТОТ ВОПРОС? Сначала сформулируйте свой ответ, а потом нажмите сюда

Критерии должны быть однозначными и измеримыми, поэтому их сложно определить «по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов». Но видеть результаты своего труда специалисту необходимо – это дает уверенность в том, что он действует правильно или рождает сомнения, что еще важнее.

Не найдя внятного ответа на вопрос о критериях эффективности профориентационной работы в книгах и в интернете, Галина Владимировна предложила свои критерии…

1. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. Развернуть

Первый и самый очевидный критерий – своевременность профессионального выбора. Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе. Нормативный, то есть обеспеченный полноценным развитием. В нашем случае это – психолого-педагогическое сопровождение самоопределения ребенка на протяжении всей учебы в школе. Как минимум. Учитывая зыбкую границу нормы, можно ее немного сдвинуть – плюс-минус 1 год. Критерий этот можно оценить одним вопросом: «Ты уже выбрал профессию? Если да, то какую?»

Этапы профессионального самоопределения по возрастам и классам.

1-4 классы (пропедевтический этап): формирование позитивного отношения к труду и начальных трудовых навыков.

5-7 классы (ориентировочный этап): формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности в различные виды полезной деятельности.

8-9 классы (поисково-зондирующий этап): формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии.

10-11 классы (становление профессионального самосознания): уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессии.

Профессиональное самоопределение, как мы знаем, начинается задолго до собственно момента выбора профессии. В начальных классах школьники знакомятся с трудовыми навыками, и это возраст, когда важно сформировать позитивное отношение к труду.

В 5-7 классе приходит время включенности в разные виды полезной деятельности, которое позволит первично сориентироваться в мире труда. И было бы хорошо, чтоб это включение было не формальным, чтоб ребенок мог по-настоящему познакомиться с удовольствием от хорошо сделанной работы.

В 8-9 классе наступает горячее время поиска себя — время осознать свои интересы и ценности, и определиться с направлениями развития хотя бы в первом приближении.

10-11 класс – момент становления профессионального самосознания, поиска смыслов и представлений о будущей профессии.

2. ОСОЗНАННОСТЬ ВЫБОРА. Развернуть

Второй критерий – осознанность выбора. Какой выбор можно считать осознанным?

Более ста лет в профориентации используется простая и логичная модель «хочу-могу-надо».

Если школьник говорит, что выбирает профессию, потому что она ему нравится, интересна, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессии на рынке туда, то такой выбор нельзя считать осознанным.

Отвечая на вопрос «Что ты знаешь о своей будущей профессии?», подросток начинает понимать, как много надо знать, чтобы правильно выбрать профессию.

3. РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ВЫБОРА. Развернуть

Можно знать предмет, условия, средства труда, профессионально важные качества, уровень заработной платы, пути получения профессии и т.д., но при этом иметь смутное представление о своих ресурсах, необходимых для получения этой профессии и успешной профессиональной деятельности – интеллектуальных, физических, финансовых. Такой выбор может быть нереалистичным. Реалистичность выбора – еще один критерий.

Например, подросток хочет стать ученым, но результаты интеллектуальных тестов невысоки, не сформированы основные мыслительные операции. Девушка хочет стать певицей, но не имеет ни слуха, ни голоса. Такой выбор трудно признать реалистичным, хотя иногда человек добивается профессионального успеха вопреки, казалось бы, объективным данным.

Разве мало мы знаем певцов без слуха и голоса? Кто-то из них добился успеха благодаря продюсерам и фонограммам, кто-то – благодаря харизме и постоянной упорной работе над собой.

4. НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВЫБОРА. Развернуть

Четвертый критерий – согласованность, или непротиворечивость профессионального выбора, при котором выбор профессии, профиля обучения, профессионального образования и результаты психологической диагностики профессиональных интересов и склонностей лежат в одной плоскости.

Пример непротиворечивого выбора: девушка хочет стать журналистом, любит русский язык и литературу, пишет статьи и рассказы, обладает развитым словесно-логическим мышлением, предпочитает профессии сферы «Человек-Человек».

Пример противоречивого выбора: юноша хочет стать юристом, но учится в физико-математическом классе, а предпочитает профессии сферы «Человек-Природа». Причины этого рассогласования мы можем увидеть в ходе индивидуальной работы.

Декларируемый большинством подростков «интерес» чаще всего не подкреплен реальным знанием будущей профессии.

К сожалению, школьное обучение в существующем виде не дает возможности подросткам понять смысл профессии, увидеть ее плюсы и минусы, поэтому декларируемый большинством подростков «интерес» чаще всего не подкреплен реальным знанием будущей профессии.

Недостаточная информированность учащихся о предмете, содержании, условиях труда, профессионально важных качествах будущей профессии и путях ее получения, а также о спросе профессии на рынке труда может быть причиной нереалистичного выбора профессии.

Своевременность, осознанность, реалистичность и непротиворечивость профессионального выбора можно оценить с помощью специально подобранных вопросов анкеты и методик. Если подросток еще не выбрал профессию, ее можно смоделировать на основе выбора объектов и видов деятельности, целей, содержания, средств и условий труда.

Психологическая готовность подростка к выбору направления

Проблемы, с которыми подросток сталкивается при выборе профессии:

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ. Сформулируйте свой ответ, а потом нажмите сюда
  • Слабое знание мира профессий. О каждой профессии, которую рассматривает подросток, по идее необходимо узнать ее содержание, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, пути получения, условия труда, востребованность на рынке труда. Учитывая количество профессий на рынке труда – это представляется мало реальным
  • Разнонаправленное влияние семьи, школы и СМИ в вопросах профессионального самоопределения. Родители ориентируются на свои представления о том, что такое удачный выбор профессии (и часто ставят во главу угла понятность, предсказуемость – для самих себя), государство спускает сверху вниз соцзаказ. Вмешивается мода – сегодня на программистов, завтра на блоггеров, послезавтра на кого-то ее. И в этом информационном шуме подросток иногда просто не имеет шанса услышать тихий голос собственных желаний, возможностей и потребностей.
  • Дефицит качественной информации, изложенной в интересной и понятной подростку форме. в понятной форме.
  • Ограниченные возможности самореализации для каждого. Мы понимаем, что Вася из Урюпинска часто не имеет таких стартовых возможностей, как Иннокентий из Москвы.
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ. Сформулируйте свой ответ, а потом нажмите сюда
  • Нереалистичная самооценка
  • Эгоистическая направленность личности
  • Низкая учебно-трудовая мотивация
  • Отсутствие навыков самопознания и принятия решений

Развивающая диагностика – базовая идея модели «Граней личности«

Само устройство системы общественного труда стремительно меняется. У нас появились удивительные новые технологии. Уменьшается число работников, занятых рутинным физическим и нефизическом трудом, растет потребность в сложной коммуникации. Усложнение структуры труда приводит к усложнению требований к профессионалу: чем совершеннее технологии, тем разнообразнее и сложнее нужные ему компетенции. 

Три классических слагаемых профориентации — информация о профессиях и содержании труда, диагностика особенностей личности и профпробы. Но нам хотелось бы не просто информировать, диагностировать и предоставлять возможность профпроб – а НАПРАВЛЯТЬ и РАЗВИВАТЬ необходимые для профессионального самоопределения качества и компетенции. Эту задачу — наряду с диагностической — ставят перед собой создатели проекта «Грани личности».

Одна из важных идей, которые мы пытаемся реализовать в системе тестирования «Грани личности» – это переход от констатации наличия или отсутствия качеств и компетенций к их развитию и направлению в конструктивное русло.

Развивающая диагностика основана на инициирующих вопросах, — то есть, тех, задача которых не получить ответ, а озадачить; которые, как зеркало, отражают личность подростка и позволяют ему увидеть себя, чтобы познакомиться с собой и начать меняться, побуждают

А) увидеть все многообразие вариантов ответа и понять, что другие люди – другие;

Б) задуматься о том, какие ответы верные для него;

В) попытаться сформулировать собственное мнение о других вариантах ответов.

ПОДРОБНЕЕ О РАЗВИВИАЮЩЕЙ ДИАГНОСТИКЕ. Развернуть

Согласно исследованиям Марка Бимана, — специалиста по нейробиологии креативности, — в сложных ситуациях легче всего находят решения не те, у кого выше интеллект, ярче мотивация или хорошо прокачаны полезные качества, а люди, которые хорошо понимают свой внутренний мир. 

Современным детям и подросткам не хватает навыков когнитивного контроля. Этот навык способен заметно повысить шансы на успешный выход из тупиковых ситуаций, которых в мгновенно меняющемся мире с каждым днем становится все больше.

Развивающая диагностика – психологическая диагностика, основанная на феноменологическом подходе, раскрывающим потенциал человека и стимулирующим его к профессиональному и личностному развитию.

Важно помочь подросткам научиться понимать, анализировать и «растить» самих себя, привить основы психологической грамотности, расширить их «картину мира», поговорить о ценностях, которые разделяют люди, и о смыслах, ради которых люди живут.

Если рассматривать тестирование как исследовательский процесс, он требует особого уровня доверия к пользователю и обращения к его нравственному кодексу с одновременной попыткой влиять на рост морального самосознания. Это доверие к отвечающему возникает в результате принципиального переосмысления роли «самоопределяющегося» в профориентационном процессе и дает качественно новый результат тестирования.

Важно помнить, что инициирующие вопросы и кейсы должны опираться на потребности и понятийный уровень пользователя, а не тестолога. Есть два важнейших взаимосвязанных принципа, соблюдение которых позволяет содержательной и интерпретационной части теста остаться осмысленной и полезной:

А) Вопросы, задачи и ответы теста должны быть сформулированы на языке аудитории. Используемые понятия и смыслы должны входить в ядро понятий аудитории.

Б) Тест должен опираться на психологические и возрастные потребности аудитории, должен соответствовать её запросам. Чем младше аудитория, тем более дробной должна быть градация.

Развитие ценностно-смысловой сферы подростков как основание модели «Грани личности»

Условно все педагогические и психологические теории можно разделить на две группы:

  1. Основанные на контроле. «Природа человека асоциальна и деструктивна, или нейтральна. Основная задача воспитания – исправление или конструирование человека с целью его социализации, соответствие общепринятым социальным нормам».
  2. Основанные на доверии. «Каждый человек – изначально хороший, поэтому основная задача воспитания – дать ребенку возможность реализовать свой потенциал».

Возможное решение — в динамическом балансе контроля и доверия как основы гармоничного существования граждан и государства с перспективой на приоритет доверия в целях перехода от ценностей выживания к ценностям развития общества.

На какие принципы опирается развивающий вектор ценностной базы проекта?

1. МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. Развернуть

В основе поведения человека лежат не всегда осознаваемые, подчас противоречивые мотивы. Любая деятельность более эффективна, если в ее основе – не только внешние, но и внутренние мотивы.

Наша задача – помочь подростку как минимум осознать ведущие мотивы выбора профессии: престиж профессии, материальное благополучие, деловое или творческое отношение и др.

В основе любой деятельности, в том числе и выбора профессии, лежат цели, мотивы и потребности. Подростку хорошо бы как минимум понимать, какие они бывают, а как максимум – выработать отношение к ним.

К деструктивным мотивам относят стремление к власти, славе и обогащению. Эти мотивы естественным путем формируются при отсутствии внятной воспитательной стратегии.

Конструктивные мотивы – это служение и творчество. Конструктивные мотивы, направленные на саморазвитие и благо общества, надо взращивать и воспитывать при слаженном взаимодействии семьи, школы и общества.

«Рыночная личность» и деструктивные мотивы труда

Сегодня востребована система ценностей, формирующая особый тип личности, который Эрих Фромм назвал «рыночным».

«Рыночная личность» воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в жизни при этой стратегии — карьера и деньги. В этой парадигме движущими качествами становятся честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. Эрих Фромм считал «рыночную личность» непродуктивной — в отличие от творческого типа.

Все три мотива «рыночной личности» ненасыщаемы и тесно переплетены: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремление к власти и славе вызвано желанием иметь много денег.

Конструктивные мотивы труда

Конструктивные мотивы труда могут быть внутренние, направленные на саморазвитие (например, творчество), или внешними, во благо общества (служение). Эти мотивы надо взращивать и воспитывать при слаженном взаимодействии семьи, школы и общества.

В разные периоды жизни мотивы труда могут меняться.

2. МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ. Развернуть

Второе направление воспитательной работы с задачей развития ценностно-смысловой сферы – «рост» морального сознания. Основываясь на трудах Пиаже, Лоуренс Кольберг создал стадиальную теорию развития морального сознания.

Лоуренс Кольберг
Лоуренс Кольберг

Лоуренс Кольберг (1927 – 1987). Американский психолог, один из основателей теории когнитивизма.

  1. Кольберг считал, что до пяти лет ребенок не имеет никаких представлений о морали.
  2. На стадии нравственного реализма (5-7 лет) дети судят о нравственности поступка, исходя из его очевидных последствий – награды или наказания – благодаря чему закладываются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На этом уровне находятся и взрослые, чьи поступки определяются страхом наказания (выговор, штраф, лишение прав, уголовное наказание) или желанием получить награду (благодарность, премию, орден). Дети ведут себя хорошо, чтобы получить награду или избежать наказания. Впрочем, некоторые взрослые так и остаются на этой стадии.
  3. Повзрослев, ребенок осознает идею общественного договора и начинает вести себя хорошо, потому что таковы правила игры. На более высоком, конвенциальном уровне морального развития человек поступает так, как этого требует закон или общественное мнение (от лат. conventio — договор, соглашение). Теоретически этот уровень достижим для подростков старше 12 лет.
  4. На следующем уровне человек делает нравственный выбор на основе своих убеждений.

Смысл образования Кольберг видел в развитии морального сознания детей и взрослых. Интересный вопрос – обязательны ли вторая и третья стадия при воспитании, или можно сразу целиться в максимальную цель? Возможно. И у вас есть знакомые, которым в вопросе воспитания детей это вполне удается.

3. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Развернуть

Ближе всех к открытию главного измерения человеческой личности, по мнению Галины Владимировны, подошел Алексей Ухтомский.

Алексей Ухтомский
Алексей Ухтомский

Алексей Ухтомский (1885 – 1942). Российский и советский физиолог, создатель учения о доминанте.

Хотя он был физиологом, открытый им принцип доминанты выходит за пределы физиологии, объясняя психологические и социальные аспекты поведения человека:

  • Человек с эгоистической доминантой хочет быть в центре внимания, стремится к любви и уважению. Такие подростки хотят занимать ведущие руководящие роли в коллективе, но авторитетом не пользуются и руководить не умеют.
  • Альтруистическая доминанта диктует эмпатичное поведение и заботу о других. Именно она в наши дни становится ключом к успеху в трудовой деятельности («успеху» в истинном смысле того слова, не обязательно связанного с финансовым достатком или общественным положением), основой благополучия, бесконфликтного сосуществования и профессиональной успешности.

Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи сравнивает психическую энергию человека с потоком, который фокусирует наше внимание и мотивирует наши действия. Как и другие формы энергии, она может быть использована для созидательных и разрушительных целей.

И хотелось бы не просто диагностировать направление этого вектора, но и в меру возможностей способствовать его повороту в конструктивную сторону. Если мы сможем через тестирование активировать не только процессы самопознания, но и процессы морального становления личности, — это будет лучшим результатом нашей деятельности.

ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ. Развернуть

При выборе приоритетов в вопросах воспитания лучше идти не от устаревших подходов, абстрактных схем и личного опыта, а от практики, как предприниматель и спикер Ричард Сент-Джон, взявший более пятисот интервью у признанных профессионалов.

Вот что объединяет всех этих успешных и счастливых людей: страсть, трудолюбие, концентрация, умение преодолевать себя, креативность, самосовершенствование, готовность служить людям и упорство. Подкрепляются эти восемь базовых качеств различными хард и софт скиллс, помогающими достичь успеха. Остановимся чуть подробнее на знаменитой восьмерке Сент-Джона.

1. Любовь к своему делу. Очень мало людей выбирали дело жизни, исходя из того, сколько на этом можно заработать.

2. Трудолюбие. Те, кто добиваются успеха, работают по 14–16 часов в сутки.

3. Умение концентрироваться на своей цели. Целеустремленность.

4. Умение преодолевать себя. Многие сомневаются в себе. А успешные люди сомневаются вдвойне. Но они умеют преодолевать свои сомнения и страхи.

5. Настойчивость и умение не падать духом. Роман «Гарри Поттер» Дж. Роулинг отклонили двенадцать издательств, и только тринадцатое приняло рукопись книги, тираж которой в 2018 году достиг 500 миллионов экземпляров.

6. Креативность. Успешные люди сначала создают что-то в своей голове, а потом реализуют это в жизни.

7. Самосовершенствование.  Правильные люди никогда не останавливаются в работе над собой.

8. Умение служить людям. Желание сделать что-то полезное для всех.

Те, кто пытаются создать истинную ценность для людей, всегда выигрывают.

Мы видим, что в этот список вошли качества, не сводимые к набору компетенций, это – сплав генетически заложенных черт, мотивов и ценностей, возможностей и рисков семейного и школьного воспитания, личного опыта, социального климата.

Принципы психологической диагностики по программе «Грани личности»

  • Право клиента на любую степень откровенности. Система не нуждается в защите от неискренних ответов. Любой ответ может считаться верным, потому что он подталкивает клиента к размышлениям о самом себе.
  • Человек — не средство решения чьих-то задач или достижения чьих-то целей, а цель и смысл общественного развития.
  • Диагностика не ограничивается констатацией фактов, а задает вектор личностного развития.
  • Помогает увидеть то, что невозможно просчитать с помощью даже самых совершенных тестов: направленность личности, мотивы и жизненные ценности, лежащие в основе профессиональной и личной успешности.

Реализация этой стратегии будет содействовать осознанному самоопределению школьников и воспитанию граждан, творцов, а потом уже рабочей силы, электората или потребителей. При разработке отдельных методик мы опирались на идеи отечественных и зарубежных ученых. Для оценки профессиональных склонностей и универсальных компетенций были использованы авторские методики, прошедшие апробацию и адаптированные к задачам диагностики онлайн с учетом возрастных групп пользователей.