Идеология проекта. Различные подходы к решению задач выбора профессии

Родоначальники профориентации

Взлет профориентации связан с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга, который в 1892 г. переехал в США преподавать в Гарварде. Он был сторонником научного менеджмента, и большую часть своих исследований посвятил выработке научных методов отбора «правильных людей на правильные рабочие места».

ГУГО МЮНСТЕНБЕРГ: ОТЕЦ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Американский философ и психолог немецкого происхождения. Был первопроходцем использования идей прикладной психологии в образовании, медицине и бизнесе. Один из основоположников прикладной психологии, названной им психотехникой, а также автор первых работ по определению профессиональной пригодности.

Гуго Мюнстерберг
Гуго Мюнстерберг (1863 – 1916)

В начале XX века Гуго Мюнстерберг разработал первые психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека.

Мюнстерберг ставил три основные задачи:

1) выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации;

2) достижение наивысшей производительности труда;

3) достижение желаемых психологических эффектов.

Его книга «Психология и эффективность промышленности», его новаторский подход к научному отбору людей на работу и к обучению солдат во время первой мировой войны стал началом применения научных методов профессиональной ориентации и подготовки профессиональных кадров в США. Он фактически создал первую в мире школу психологов-эйчаров.

Американский социолог Фрэнк Парсонс сформулировал принципы профотбора и стал родоначальником упрощенной модели изучения личности.

ФРЭНК ПАРСОНС И ОСНОВЫ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Американский социальный реформатор. Считается отцом профориентации, родоначальником модели изучения личности человека.

Фрэнк Парсонс
Фрэнк Парсонс (1854 – 1908)

В 1908 году он сформулировал следующие принципы профотбора:

а) человек по своим индивидуальным качествам (прежде всего по профессионально значимым способностям) оптимально подходит к единственной профессии;

б) профессиональная успешность зависит от соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

в) профессиональный выбор является сознательным процессом, в котором сам человек или профконсультант определяет комплекс психологических или физиологических качеств и соотносит их с требованиями профессий.

«Для того, чтобы человек правильно выбрал профессию, — писал Парсонс, — необходимо знание своих способностей, возможностей и ограничений; требования профессий и условий достижения успеха; правильное соотнесение этих факторов».

Эта идея поиска соответствия человека требованиям профессии легла в основу типологического подхода, на основе которого разработаны и до сих пор применяются большинство программ современных профдиагностики.

Парсонс рассматривает выбор профессии как одномоментный акт, сводя понимание человека к набору диагностируемых функций, необходимых для успешного освоения определенных видов деятельности.

По мнению ученого, достаточно «просчитать» тип человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии и организовать встречу человека с «подходящей» профессией.

На раннем индустриальном этапе развития общества этот подход был оправдан и необходим, однако спустя более ста лет в условиях постиндустриального общества этого недостаточно.

В вопросах выбора профессионального пути как важного элемента подготовки школьников к взрослой жизни отчетливо выделяются два подхода, которые еще в середине XIX века сформулировал Николай Пирогов в статье «Вопросы жизни».

НИКОЛАЙ ПИРОГОВ И ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Русский ученый, основоположник современной хирургии. Апологет идей реформации образования, автор знаменитой статьи «Вопросы жизни» о фундаментальных проблемах воспитания.

Николай Иванович Пирогов
Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881).

– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.

– Быть человеком, – отвечал я.

– Разве вы не знаете, – сказал спрашивающий, – людей собственно нет на свете; это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие.  Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Н. И. Пирогов

Великий ученый точно обозначил гуманистические приоритеты в подготовке ребенка к взрослой жизни.

Если бы его гуманистические идеи были оценены, возможно, развитие нашего государства пошло бы по другому сценарию. Однако приоритетом стал технократический подход, при котором человек рассматривается как средство получения прибыли, как ресурс, от которого зависит успех бизнеса.

Эволюция подходов к профориентации

Технократический/типологический подход к профориентации

С позиции технократа человек существует для государства, поэтому его ценность определяется его пользой. Задачи профориентации – подбор профессий с учетом особенностей человека или отбор людей, наиболее пригодных для выполнения определенной деятельности. Для их решения типологический подход, смысл которого в распределении людей на типы в соответствии с наличием или отсутствием необходимых качеств, — оптимален.

ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ПОЛЬЗОЙ. РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ТИПЫ. Развернуть

Технократия: «Человек для государства»

Технократические основы управления персоналом: управленческие решения подчинены интересам производства.

Основные принципы:

  • Организация свободна в выборе средств достижения своих целей
  • Индивиды должны быть взаимозаменяемы
  • Труд в организации — основа существования индивида
  • Поведение индивида определено четкой и однозначной схемой

Смысл этого подхода в психодиагностике лучше всего выражен в афоризме: «Можно научить индюков лазить по деревьям, но лучше всего для этих целей нанять белок».

Оценка типологического/технократического подхода

В каждом человеке заложен потенциал, который невозможно выявить в рамках типологического подхода.

Отношение к профессии определяется мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности.

Но типологический подход ограничивается констатацией наличия или отсутствия измеряемых качеств, значимых для успешной профессиональной деятельности.

Типологическая диагностика недостаточно эффективна как инструмент выбора профессии, потому что рассматривает человека без учета его ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы, определяющих перспективы профессионального развития.

Компетентностный подход

Технократическая типологическая логика близка сторонникам популярного сегодня компетентностного подхода, заимствованного из американской доктрины «Системы проектирования военной подготовки» (1968). Суть этого подхода — идея о необходимости выявления и развития качеств, значимых для профессиональной деятельности.

Идея подхода: для успешной профессиональной деятельности важны не только специальные навыки, но и определенные универсальные, «общечеловеческие» навыки — hard skills и soft skills, они же «компетенции».

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. Подробнее

Современные представления о профессионально важных качествах, компетенциях, оформились в середине XX века, когда исследователи заподозрили значимость «человеческого фактора» как причины техногенных катастроф и низкой производительности труда. Так появилась идея о том, что для успешной профессиональной деятельности важны не только специальные навыки, но и определенные универсальные, «общечеловеческие» навыки и качества, которые можно выявлять и развивать.

Термины hard skills и soft skills из американской «Системы проектирования военной подготовки» (1968) прижились сначала в военной науке и психологии, а затем перебрались в сферу подбора персонала под кодовым названием «компетенции».

  • Американские школьники обучаются по программе воспитания жизненных навыков «Life skills». Аналогичная российская программа «Жизненные навыки» разработана коллективом психологов под руководством С. В. Кривцовой 20 лет назад.
российская программа «Жизненные навыки» разработана коллективом психологов под руководством С. В. Кривцовой
Российская программа «Жизненные навыки» разработана коллективом психологов под руководством С. В. Кривцовой

Программа Life skills учит школьников просить о помощи и помогать самому, благодарить и отказывать, справляться с негативными эмоциями, заботиться и себе и других, уважать чужое мнение и отстаивать свое… Десятки полезных навыков, которые целенаправленно формируются на специально организованных занятиях и поддерживаются в семье! Подобные программы давно и успешно используются в европейских странах.

Идеи «Life skills» двадцать лет назад были творчески переработаны и адаптированы коллективом российских психологов.

Однако, по мнению авторов программы, отечественная школа не готова к повсеместному внедрению «Жизненных навыков». Несмотря на то, что сценарии занятий сопровождают подробные комментарии и методические рекомендации, авторы настаивают, что программу могут вести только психологи, прошедшие специальное обучение, и только в тех школах, где сложилась определенная организационная культура.

Подготовка школьников к осознанному выбору профессии и обучение жизненно важным навыкам – длительный и сложный процесс с отсроченными результатами. Мало разработать эффективную технологию – необходимо найти специалистов, которым созвучны авторские идеи, и обучить их. В условиях, когда школьное обучение сводится к подготовке к ЕГЭ, не каждый директор готов создать условия для подготовки учеников к жизни.

Несколько лет назад издательство «Академия» выпустило учебно-методический комплект Галины Владимировны Резапкиной «Беседы о самоопределении», включающий систему классных часов в 5-9 классов, на которых рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; развитие эмоциональной сферы; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

Учебно-методический комплект Галины Владимировны Резапкиной "Беседы о самоопределении"
Учебно-методический комплект Галины Владимировны Резапкиной «Беседы о самоопределении»

Сегодня в России ставка делается именно на компетентностный подход. Понятия «компетентность», «компетенция», «навык XXI века», «мягкий навык», «гибкий навык», «новая грамотность» часто употребляются как синонимы, без внятного соотнесения на основе общих теоретических или практических оснований. И напрасно.

РАЗБОР ТЕРМИНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. Развернуть

Договоримся, что компетенции – это знания, умения и качества, нужные для профессиональной деятельности. А компетентность – сочетание набора компетенций, подкрепленное опытом, профессионально важными качествами и установками.

Понятия «навыки», «компетенции», «качества» синонимичны, что находит отражение в практике их использования: в вакансиях вместо разделов «профессиональные навыки» и «личные качества» все чаще встречаются hard skills и soft skills. Что понимают под этими терминами?

Что такое Hard skills
Что такое Hard skills

Hard skills (англ. «жесткие» навыки) – специфические компетенции. Hard skills (англ. «жесткие» навыки) – это специфические компетенции, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Их можно проверить и оценить с помощью тестов и экзаменов (скорость и правильность чтения, набора текста на компьютере, выполнения операции, вытачивания деталей, создание компьютерных программ, вождения транспортных средств – все, что требует определенного алгоритма действий).

Примеры Soft sklls

Soft sklls (англ. «мягкие» навыки) – универсальные компетенции, развиваются в семье и школе. soft skills – «мягкие» навыки иногда называют личными качествами, потому что они зависят от личностных особенностей человека. Развитие универсальных компетенций начинается в раннем возрасте и продолжается всю жизнь. Без сформированных универсальных компетенций профессиональная самореализация будет затруднена, а в некоторых сферах деятельности – просто невозможна. 

Позже к паре хард и софт скиллс добавилось представление о ценностно-мотивационной базе, которая лежит в основе профессиональной успешности.

Таким образом, компетентностный подход создает своеобразную карту ресурсов профессиональной самореализации – набор ценностных Basic skills, измеряемых в граммах и метрах Hard skills иличностных Soft skills.

Компетентностная модель развития модель профессионального развития, в соответствии с которой профессиональная успешность человека определяется наличием профессиональных и личностных компетенций:

  • Ценностные установки. Basic skills – мотивы, ценности и направленность личности, определяющие профессиональную успешность человека.
  • Измеримые компетенции. Hard skills (профессиональные компетенции) –профессиональные знания, умения, навыки, позволяющие эффективно выполнять рабочую деятельность.
  • Личные качества. Soft skills – личностные качества, значимые для профессиональной успешности.

ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА. Развернуть

По сравнению с типологическим подходом компетентностный стал большим шагом вперед. Но проблема в том, что он базируется на концепции технократического воспитания, который не обеспечивает ни личностного, ни интеллектуального развития человека.  

Новое время требует более тонких инструментов, основанных на гуманистических подходах – чем совершеннее технологии, тем выше роль «человеческого фактора».

Задача современного человека – построить маршрут движения от психологической диагностики до трудоустройства через уточнение профессиональных планов, получение профессионального образования, развитие универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованием профессии и работодателя.

Сами по себе компетенции нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения. Тысячи креативных, коммуникабельных, гибких и умеющих решать сложные задачи лидеров, талантливых химиков, программистов, перспективных врачей, юристов, сотрудников правоохранительных органов, чиновников отбывают тюремные сроки за организацию преступных сообществ, коррупцию, мошенничество и другие преступления.  Более того, чем выше уровень развития компетенций, тем опаснее эти преступники и тем сложнее их вычислить и привлечь к ответственности.

Более того, зачастую рынок труда предлагает огромное количество вакансий, в которых не требуется особых компетенций.

Из вышесказанного не следует, что не надо развивать эти и другие компетенции. Развивать их необходимо, но недостаточно. В современной педагогике вокруг «компетентностного подхода» ведутся жаркие баталии, причем спорщики обходят важный момент, который способен похоронить саму идею задолго до её массовой реализации – компетентным становится только тот, кто хочет им стать.

Движение к гуманистическим подходам

Хотя в отечественной экономике технократический подход в рамках типологических или компетентностных концепций пока еще превалирует над гуманистическим, лучшие из лучших приходят к пониманию, что проблемы в рамках технократического подхода не решаемы. По мнению Фредерика Лалу, «существующий способ управления практически исчерпал себя, а все традиционные рецепты зачастую оказываются частью проблемы, а не ее решением».

ФРЕДЕРИК ЛАЛУ. ИДЕЯ 5 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПАРАДИГМ. Развернуть

Фредерик Лалу (род. в 1969 г.). Американский коуч бельгийского происхождения. Книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» считается одной из самых влиятельных книг по менеджменту этого десятилетия. 

Проанализировав историю развития производственных отношений, Лалу пришел к выводу, что человечество освоило четыре способа сотрудничества, основанных на четырех мировоззренческих парадигмах: импульсивной Красной, конформистской Янтарной, конкурентной Оранжевой и плюралистической Зеленой, и близко к освоению пятой, Бирюзовой стадии, которое позволит решать более сложные задачи.

Фредерик Лалу и 5 мировоззренческих парадигм
Фредерик Лалу и 5 мировоззренческих парадигм

Сегодня в отечественной экономике преобладают признаки «оранжевой» стадии. «Оранжевое» мировоззрение вывело человечество на новый уровень производства и потребления и дало новую степень свободы. Цена этой свободы – социальное расслоение общества и последствия избыточного потребления. Главное преимущество Оранжевой стадии – продвижение способных сотрудников и широкие возможности профессиональной самореализации. Впрочем, в российской экономике это практически не работает из-за кланового характера карьерного продвижения. «Оранжевый» тип организации сравнивают с работающим механизмом, что подчеркивает его технократический характер.

А вот следующий уровень развития производственных отношений основан уже на гуманистической парадигме. Это – Зеленая стадия по Лалу. «Зеленое» мировоззрение возникло как протест против «оранжевого» карьеризма, приоритета материальных ценностей. Интерес к другим людям, который на Оранжевой стадии вызван соображениями выгоды, на Зеленой стадии бескорыстен. Метафора Зеленой стадии – семья.

В русле гуманистического подхода работают и «бирюзовые» организации, которые считаются вершиной общественной эволюции. Если на оранжевой стадии люди стремятся к славе, успеху и богатству, чтобы жить достойно, то на бирюзовой стадии слава, успех, богатство – не цель, а результат достойной и наполненной смыслом жизни. Метафора «бирюзовой» организации – организм, части которого слаженно работают и развиваются.

В таблице представлены признаки двух моделей сопровождения выбора профессии.
В таблице представлены признаки двух моделей сопровождения выбора профессии.

«Застревание» на «оранжевой» стадии тормозит развитие общества. Но перейти на следующий уровень в приказном порядке невозможно – для этого необходимо изменение сознания значительной части общества.

Для гуманистической парадигмы, которая по законам эволюции приходит на смену технократической, органичны подходы, в которых человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития.

Отказ от устаревших неэффективных подходов, качественное сопровождение выбора профессии и планирования профессиональной карьеры на всех этапах обучения в школе, основанное на развитии морального сознания, воспитании конструктивных мотивов труда и жизненных ценностей – вот задачи современной профориентации.

Смена парадигмы и качественно новая профориентация – это возможность взрастить поколение людей, настроенных на самореализацию в интересах общества.

Гуманистические подходы к профориентации

Аксиологический подход – учение о ценностях, определяющих человеческие поступки. Евангелисты подхода: Бердяев (ценности вместо пользы), Асмолов (достоинство вместо полезности).

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Развернуть

Хотя в отечественной экономике технократический подход превалирует, менеджмент передовых мировых компаний приходит к пониманию, что организационные и производственные проблемы в рамках технократического подхода не решаемы.

Аксиологический подход – учение о ценностях, определяющих человеческие поступки.

  • Великий русский философ Н.А. Бердяев в середине XX века отмечал, что есть два типа философии: философия ценностей и философия блага или пользы. Аксиологический подход ориентирован в первую очередь на формирование и становление у подрастающего поколения основных ценностных ориентаций.
  • Мысль Бердяева через 40 лет развил А.Г. Асмолов в статье «Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства»: «До тех пор, пока культура ориентирована на отношения полезности, а не достоинства, в ней урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций».

Аксиологический подход органичен для гуманистической педагогики, поэтому «аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и, соответственно, методологии современной педагогики».

Технократическое выявление соответствия психологических характеристик человека требованиям профессии – необходимое, но недостаточное условие профессиональной успешности. Ограниченность этой модели в том, что она не учитывает мотивацию, определяющую его профессиональную успешность.

Открытый Эдмундом Гуссерлем феноменологический подход оптимален при изучении мотивов и ценностей личности, не поддающихся наблюдению.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Развернуть
  • Типологический подход ограничивается констатацией наличия или отсутствия измеряемых качеств, значимых для успешной профессиональной деятельности.
  • Феноменологический подход помогает увидеть потенциал профессионального развития, задавая вектор приложения компетенций. 

Поиск соответствия профессии человеку, а не соответствия человека профессии.

В основе феноменологического подхода лежит понятие «феномена», — в нашем случае имеются в виду индивидуально-психологические качества и свойства человека. В качестве феномена рассматриваются определенные индивидуально-психологические качества и свойства человека, его способности, навыки, привычки, реакции, стиль мышления.

Главное отличие феноменологического подхода от других методов – доверие к человеку, обращение к его нравственному кодексу.

Преимущество феноменологического подхода для решения задач самоопределения в том, что он играет роль триггера развития ценностно-смысловой сферы как высшей структуры личности.

На феноменологическом подходе основана развивающая диагностика, помогающая раскрыть потенциал человека и побудить его к профессиональному и личностному развитию.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В «ГРАНЯХ ЛИЧНОСТИ». Развернуть

Феноменологический подход лег в основу систему «Граней личности».

Модель трёхмерной психологической диагностики «Грани личности» Г.В. Резапкиной не отменяет выявление профессиональных интересов и профессионально значимых для профессии качеств, но помогает увидеть вектор их приложения на основе определения направленности личности, мотивов профессиональной деятельности и иерархии жизненных ценностей, составляющих ядро личности.

Модель трёхмерной психологической диагностики «Грани личности» Г.В. Резапкиной
Модель трёхмерной психологической диагностики «Грани личности» Г.В. Резапкиной

Работы, на которые опираются «Грани личности»

ДОНАЛЬД СЬЮПЕР. Развернуть

Дональд Сьюпер (род. в 1910 г.). Американский психолог, специалист по методам оценки и измерения, промышленной и организационной психологии.

К идеологии системы «Граней личности» близка концепция Дональда Сьюпера, который рассматривал профессиональное становление человекакак самопонимание человеком себя как профессионала, много внимания уделяя развитию ценностно-смысловой сферы.

ДЖОН РАВЕН. Развернуть

Джон Карлайл Равен (1902 — 1970). Английский психолог, известный своим вкладом в психометрию.

Джон Равен к знаниям, навыкам и способам мышления добавляет понимание ответственности за свои действия, а также мотивации.

Модель многомерной диагностики «Грани личности» разработана с учетом положений, выдвинутых Джоном Равеном.

Равен говорит о так называемых «высших компетентностях», которые предполагают наличие у человека инициативы, способности организовать, прогнозировать, оценивать социальные последствия своих действий и т.д. Равен считает, что этот уровень компетентности может проявляться только в единстве с ценностями человека и при его искренней заинтересованности.

Модель Равена представляет собой своеобразную «карту» областей компетентности.

  • Когнитивные компоненты
  • Аффективные компоненты
  • Волевые компоненты
  • Мотивационная база
ИССЛЕДОВАНИЕ ВШЭ. Развернуть

Модель «Граней личности» согласуется с недавними исследованиями, проведенными сотрудниками национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Масштабное международное исследование Высшей школы экономики было представлено научной общественности весной 2020 года. Авторы исследования предлагают логичную и целостную классификацию, в которой наряду с профессиональными компетенциями выделяют следующие универсальные компетенции:

— мышление (навыки решения интеллектуальных задач);

— компетентность взаимодействия с другими людьми.

— компетентность взаимодействия с собой (управление собой).

Каждая из универсальных компетенций отражает способность человека действовать определенным образом в конкретной ситуации.

Универсальные компетенции (soft skills + basic skills) – личностные качества, в т.ч. мышление, навыки эффективного взаимодействия, способность осознавать свои мотивы, потребности, цели и ценности и управлять своим поведением.

Современная трактовка понятия «универсальные компетенции» позволяет отнести к ним не только личностные качества, значимые для профессиональной спешности (soft skills), но и basic skills, то есть мотивы, ценности и направленность личности, определяющие профессиональную успешность человека.

Универсальные компетенции
Универсальные компетенции

Расширенное толкование понятия «универсальные компетенции» позволяет преодолеть ограничения ранее существовавшего компетентностного подхода, который базируется на исследовании поведения животных и, по мнению ученых, не обеспечивает в полной мере личностного и интеллектуального развития человека.

Методы диагностики мотивов и ценностей, входящие в программу трехмерной психологической диагностики «Грани личности», разработаны в русле феноменологического подхода, оптимального при изучении мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности, не поддающихся объективному наблюдению.

  1. Поиск соответствия профессии человеку.
  2. Профессиональные интересы и профессионально важные качества должны  опираться на направленность личности и мотивы труда.
  3. Конструктивные мотивы труда задают вектор, направленный на достижение социально одобряемых целей.

Программа «Грани личности» предполагает непрерывную, поэтапную и комплексную психологическую диагностику детей и подростков 12 -16 лет в четырех плоскостях.

  1. Профессиональные интересы и склонности
  2. Личностные особенности – черты характера и другие психофизиологические характеристики, доставшиеся человеку от природы.
  3. Мыслительные способности, оценка уровня различных типов интеллектуального развития человека
  4. Основание, на которое опирается пирамида — направленность личности, ее мотивы и ценности.

Основание пирамиды складывается из трех ребер:

  • Собственно направленность личности, ее цели и желания.
  • Мотивы – что мотивирует нашу личность на труд.
  • И жизненные ценности.

Важно отметить значимость вектора приложения компетенций: одни и те же способности можно поставить на службу совершенно разным задачам.

Что задает вектор приложения компетенций

  • Способность различать добро и зло, возможность сформулировать собственное понимание этих понятий.
  • Воспитание конструктивных мотивов учебно-профессиональной деятельности (творчество, самореализация, польза для человечества…).
  • Помощь в нахождении личных жизненных смыслов и ценностей.
  • Развитие морального сознания как возможность действия на основе личных внутренних убеждений, а не внешних поощряющих или ограничивающих факторов.